Svinkovod.ru

Бытовая техника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эссе-размышление; Может ли учителя заменить робот;>

Эссе-размышление "Может ли учителя заменить робот?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может ли робот заменить учителя? Вопрос, скажем прямо, не новый. Размышления, дискуссии и гипотезы на эту тему звучат достаточно часто. Автоматизация и роботизация всё активнее внедряются во все сферы жизни человека.

Сложно представить, что всего каких-то двадцать лет назад мы даже не догадывались о возможности разговаривать по телефону с любой точкой планеты, видя лицо собеседника при этом. Конечно, такие идеи витали в воздухе, как и идеи, что робот сможет заменить человека во многих отраслях и процессах. Не оставалось без внимания и образование, где роботы взаимодействуют с людьми. Вспомним хотя бы отечественный кинематограф: «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» и др.

Попытки создания учителя-робота предпринимались

Преуспели в этом японские ученые, разработавшие робота-учителя по имени Сая – преподавателя урока науки и техники в начальной школе, наделенного даже шестью основными эмоциями — радость, страх, печаль, гнев, отвращение, удивление и способность улыбаться. Таким образом, предпринимались попытки решить проблему нехватки учителей в отдаленной сельской местности. Но даже в ходе этого эксперимента ученые пришли к выводу о невозможности замены учителя роботом, хотя многие из школьных процессов могут быть автоматизированы весьма успешно и положительным образом повлиять на развитие образования. Например, автоматизация оценивания, которая сможет ограничить субъективизм.

Известный британский аналитик и футуролог Ян Пирсон, чьи прогнозы сбываются с точностью до 80%, предсказывает, что к 2030 году роботы и физически и умственно превзойдут людей. Однако, даже он утверждает, что профессия учителя относится к категории тех профессий, в которых робот в полной мере человека заменить не может. Кроме учителей, недостижимыми профессиями для роботов называют профессии военных, в частности полицейских, и менеджеров.

Почему роботу не заменить учителя на 100 %?

Самый важный навык, неподвластный роботу, — критическое мышление, — определенная система суждений анализа вещей и событий, с формулированием обоснованных выводов, которая позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, умение отличать правду от вымысла, даже красиво упакованного, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Роботам неподвластно творчество, невозможно заменить те сферы жизни человека, где есть хоть капля творчества, потому что творческий процесс невозможно автоматизировать. А значит, совместное творчество учителя и обучающихся останется процессом взаимодействия людей, а не людей и машин.

Невозможно запрограммировать креатив, как утверждают футурологи, — артистизм, любопытство, воображение — вот качества, которые присущи только человеку, важные составляющие образовательного процесса.

Коммуникационные навыки, в том числе, навыки качественного устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать, для развития ребенка не менее важны. И этому способны научить люди, а не роботы.

Рассмотрим на примере изучения иностранных языков. Во всем многообразии существующих ресурсов, разговорную диалоговую речь можно тренировать только с партнером-человеком, подключая элементы невербального общения, которые доступны только людям. Просто потому, что на практике в жизни вы ее будете применять с таким же точно партнером-человеком.

Психологи утверждают, что мы не запоминаем точно информацию, которую говорит нам человек, но запоминаем эмоции и ощущения, которые получаем при этом общении. Взаимодействие между учеником и учителем проходит по этим же правилам. Зачастую личность учителя, харизма играют решающую роль в отношении ученика к учебному предмету, да и к процессу обучения.

Этот перечень можно продолжать еще долго. Чем больше автоматизируется наша жизнь, тем больше мы становимся эмоционально уязвимыми. И я не открою новых истин, говоря, что от знаниевых доминант в образовании мы должны переходить к эмоциональному развитию и воспитанию. Это понимают и учёные-теоретики, и педагоги-практики, родители, да и дети. И даже делают определённые шаги в этом направлении, вот только скорость развития технологий, роботизация развиваются в разы быстрее, чем строится качественно новое взаимодействие семьи и школы, учителей и учеников.

Не самое важное в образовании – передача знаний

Читайте так же:
Заряжается ли батарея ноутбука когда он выключен

Всё многообразие образовательных ресурсов, а практика показывает, что интернет ресурсы, инструменты автоматизации и роботизации для образования будут активно развиваться, не заменит процессов сотворчества учеников и учителей, совместной деятельности и развития.

Несомненно, изменяются роли и характер взаимодействия «учитель-ученик», такие изменения будут продолжаться, будут изменяться школы, появляться другие образовательные организации. но даже в них образовательный процесс будет оставаться сотворчеством людей, площадкой общения и взаимодействия, диалога и развития.

И да, нужно заметить, что учитель — это еще и друг, и психолог для детей, поэтому он всегда будет востребован. Учитель – человек, который способен поддержать и посочувствовать, порадоваться за своего ученика и испытать чувство гордости за каждое его достижение.

Всё, что имеет дело с личностью, мотивацией, творчеством, критическим мышлением – вне зоны риска быть замененным роботами полностью. Если мы хотим жить среди людей, мы должны помнить о том, что человека образовывает человек.

Заменят ли новые компьютерные технологии учителя?

Вопрос новых технологий в образовании бурно обсуждается на всех уровнях. Появились дерзкие смельчаки, которые утверждают, что в ближайшем будущем учителя вообще не будут нужны. Электронные учебники и компьютерные программы освободят общество от потребности в учителях.

Попробую себе представить, как может выглядеть «компьютерное» изучение русской литературы. Биографию писателя, предположим, можно изучить по материалам энциклопедий и других источников в интернете. А вот как с критическим осмыслением её? Кто поможет ученику разобраться в бурном потоке информации? Кому он выскажет своё мнение? Своему виртуальному другу в интернете, с таким же жизненным опытом, как и он сам? С кем поделится впечатлениями, нахлынувшими на него чувствами после прочитанного? Сможет ли учащийся самостоятельно разобраться в исторической эпохе, в которой происходило создание произведения того или иного автора? Понять психологическое состояние писателя и его героя? Самостоятельно оценить авторскую позицию? Для того чтобы понять и оценить произведение, нужно немало знать и разбираться в истории, психологии, этике, законах развития искусства, этнокультурных традициях. По силам ли это всё одолеть ученику без помощи учителя? Получить информацию и усвоить её – это не значит научиться мыслить… Учитель помогает «читать между строк»… Он – компас в океане знаний, намечает ориентиры. Думаете, маленькому человеку легко будет разобраться во всём самому, без наставника и руководителя? Сможет ли, к примеру, пятиклассник самостоятельно понять, почему Герасим послушался барыню и утопил свою любимую Муму? Не вырастут ли в результате «компьютерного» образования манкурты и роботы? Никогда живое человеческое общение не заменит компьютер, как никогда электронный вариант учебника не может стать лучше настоящей книги. Изучать поэзию без чтения вслух стихов перед аудиторией? Заменить высказывание чувств вариантами ответов: а, б, в? Как компьютер будет проверять сочинения учеников? Проверка только на орфографические ошибки? Разве под силу «машине» понять тайну человеческой мысли? Вы мыслите жизнь без учителя?

Может ли учителя заменить компьютер или робот

Над таким вопросом размышляли студенты 6В класса. Свои мысли они выразили в эссе. Большинство из них сошлись на мысли, что робот не может заменить учителя. Вот некоторые выдержки из работ.

«Сможет ли робот заменить учителя? С таким же успехом можно спросить, сможет ли робот заменить маму? Папу? Брата или сестру. Робот точно не сможет заменить человека, тем более учителя. Учителя – это очень важная часть нашей жизни. Они открывают двери во внешний мир. Они учат нас всему, что мы должны знать и уметь делать. Сможет ли это сделать робот. Конечно же, нет. Робот – это какая-то бесчувственная железяка, которая не сможет чувствовать нас и понимать нас. Робот не сможет рассказывать нам с такой выразительностью».
Федулова Маша

«… В современном мире всю информацию можно найти в интернете, в любое время и в любом количестве. Но разве робот сможет задать вопрос так, чтобы ученик начал думать? Скорее всего, нет. Ведь учитель, объясняя тему, приводит жизненные примеры и его речь более эмоциональна… Учитель может поддержать, посочувствовать, порадоваться за своего ученика и погрустить вместе с ним… Я надеюсь, что, сколько бы времени ни прошло, робот не сможет заменить человеческого общения учителя».
Соколов Кирилл

Читайте так же:
Минимальный размер штрафа за компьютерные преступления равняется

« … Давайте сравним учителя и робота: учитель добр и отзывчив, вкладывает свою душу в рассказываемый материал, но может и приструнить отвлекающихся. Робот рассказывает без души, не может дружески поговорить с учеником».
Погосян Даниил

«…Учитель не только даёт знания ученикам, он отдаёт свои эмоции, часть своей души детям. Ни один сверхробот никогда не сможет это сделать. Какая душа может быть у машины?! Робот сможет только одно – дать много информации. Но он не сможет разбудить интерес к предмету, не сможет поделиться своим жизненным опытом. А ещё у робота нет чувства юмора, которое очень часто выручает и учителя, и учеников».
Писанная Арина

«…Во-первых, учитель может понять ребёнка, а робот – нет. К примеру, ты болел и не смог сделать домашнюю работу. Учитель тебя поймёт и объяснит… Во-вторых учитель понимает, как нужно объяснять, чтобы ученик понял. А роботу безразлично, понял ты или нет».
Шпигель Бронислав

«…Может ли робот заменить учителя? С таким же успехом можно спросить: можно ли еду и напитки заменить красиво и правдоподобно нарисованными? НЕТ! Детям нужны добрые, понимающие, любящие своих учеников и предмет учителя, а не бездушные машины. У робота заложены только базовые правила, и он не способен на индивидуальный подход. Робот – это просто бесчувственная машина. У него нет эмоций: он не может посочувствовать, порадоваться за ученика, поддержать его, не может испытывать гордость за своих учеников. Он не будет смеяться над какими-нибудь шутками и рассказывать интересные, поучительные и весёлые истории из жизни… Только учитель сможет привить любовь к предмету, который потом может стать частью твоей жизни. Только учителя могут сделать учёбу удовольствием, и никакие машины не смогут их заменить!»
Курская Саша

Ну как вам? Убедительно? Конечно, это не все работы, но в них выражено общее мнение. Эти искренние, эмоциональные, аргументированные работы меня очень порадовали. Значит, мы ещё нужны нашим ученикам! С Днём учителя!

От имени студентов 6в класса Смирнова О.В.

Понравилась новость? Поделись со своими друзьями

С развитием искусственного интеллекта и других компьютерных технологий, у профессионалов возникает опасение: не заменят ли машины представителей их профессии в обозримом будущем?

Данный вопрос бурно обсуждается и в сфере образования. Появились дерзкие смельчаки, которые утверждают, что в скором времени учителя вообще не будут нужны. Электронные учебники и компьютерные программы освободят общество от потребности в педагогах.

Оксфордский университет провел исследование, проанализировав 700 сфер деятельности, чтобы понять, какой из них угрожает наиболее существенный риск исчезновения. Выяснилось, что учителя относятся к категории, которой в ближайшие годы бояться нечего.

Учитель это не просто источник информации. Это человек, который даст жизненный совет, поможет выбрать карьеру, защитит того, с кем плохо обращаются сверстники в школе. И в конце концов, попробуйте представить себе поход класса в театр под предводительством робота. Учитель, для подрастающего поколения является путеводной звездой, нравственным ориентиром, наставником, заступником и старшим другом. Если сложить все эти ипостаси вместе, то получается, что скорее технологии заменят врачей, психоаналитиков и политиков, чем представителей уважаемой педагогической профессии.

Однако, эксперименты в роботизации педагогики уже ведутся давно, и как свежий пример можно привести робота-преподавателя, который появился в одном из высших учебных заведений США. В военной академии Вест-Пойнт, робот по имени « Bina48 » провел студентам занятие по философии, для аудитории, состоящей из 100 слушателей.

«Основная цель эксперимента состояла в том, чтобы понять, может ли робот провести занятие в классе. Сможет ли он донести до студентов суть и вызвать интерес к предмету.» — рассказал преподаватель вуза Уильям Барри.

Читайте так же:
Запретить ютуб на компьютере

В память «Bina48» был загружен огромный объем информации о теории войны, политике, философии и план занятий, который составил Уильям Барри. Робот не мог, при этом, использовать какую-либо другую информацию из интернета, кроме загруженной, так как исследователи хотели, чтобы «Bina48» не уклонялся от учебного плана и выстраивал диалог, основываясь только на нем.

«Перед началом занятия мы думали, что оно будет носить развлекательный характер. Однако мы были крайне удивлены, когда студенты начали делать заметки, а робот без проблем отвечал на все задаваемые ему вопросы,» — поделились успешными результатами эксперимента преподаватели.

Однако, по мнению ученых, п олностью заменить преподавателя искусственным интеллектом без потери качества обучения в ближайшее время не получится, но сами технологии могут помочь в самом осуществлении педагогического процесса, их можно комбинировать. Основная проблема — в восприятии самого процесса обучения учеником, ощущения ответственности перед живым преподавателем, общении и во многом другом.

Поэтому преподавателям, которые делятся с учениками своим жизненным опытом, формируют их мировоззрение и помогают им стать достойными членами нашего общества, точно пока не стоит волноваться. Никогда живое человеческое общение не заменит компьютер, как никогда электронный вариант учебника не может стать лучше настоящей книги.

Фото: terraoko.com, livingstonusd.org

1,139 просмотров всего, 4 просмотров сегодня

Компьютеры сегодня можно охарактеризовать как открытия, поразившее целый мир, и заключающие весь этот мир и его информацию внутри себя.

Учащиеся сегодня могут найти все необходимые материалы для обучения и ответы на все свои вопросы в режиме онлайн. Уже сегодня предсказывают, что вскоре наступит тот день, когда компьютеры упразднят не только учителей, но и всю образовательную систему.

Так что самым важным вопросом является, действительно ли компьютеры смогут заменить учителей? После тщательного обдумывания, ответ определённо – нет. Да, это правда, что любые учебные материалы доступны в любое время и в любом количестве. Но факт остаётся фактом: компьютер это просто электронная машина, лишенная эмоций, в то время как учитель остаётся живым, эмоциональным существом.

Когда преподаватель учит ребёнка, существует вовлечение в процесс обеих сторон, тогда как при обучении ребёнка компьютером, активность проявляет только обучающийся. Когда мы ищем решение какой-либо проблемы, компьютер имеет фиксированный набор ответов, и не может добавить ничего из собственного опыта, давая конкретные ответы на конкретные вопросы. Если вы начнёте задавать дополнительные вопросы, то с большой вероятностью, вы увидите на экране «ответа не найдено».

В то же время, если ученик спросит учителя, то на любой вопрос он сможет получить ответ. Кроме того, ученику необходимо тщательно изучать тему, потому что вряд ли учитель будет указывать возможные варианты ответов на свои вопросы. И это заставит ребёнка думать.

Когда человека обучает компьютер, он не требует от ученика вникать в суть изучаемой темы, и при возникновении сложностей, ребёнок может отложить обучение на потом, а затем и вовсе не вернуться к пропущенному материалу. Мы понимаем, что пока нам не поставят конкретные сроки, мы редко сами попытаемся завершить начатое. Очень немногие люди заканчивают свою работу без острой необходимости.

На самом деле существует эмоциональная связь между учителем и учениками, которые нуждаются в заботе и внимании. Ведь не всем учёба даётся легко.

Если может наступить день, когда компьютеры заменят учителей, то может также наступить и такой, когда человек откажется от необходимости в семье, ведь многие задачи могут быть выполнены машинами. Но есть такие вещи, которые не могут быть заменены ничем другим. Наиболее важными среди них являются такие эмоции, как любовь, забота и ласка.

Несмотря на то, что мы становимся технологически продвинутыми, как эти вещи, так и учительский подход к преподаванию никогда не сможет быть заменён, но вот онлайн-обучение становится популярнее с каждым днём.

Читайте так же:
Можно ли подключить playstation 4 к ноутбуку

Цифровая Мариванна: смогут ли роботы заменить школьных учителей?

Онлайн-образование внедряется в нашу жизнь научно-развлекательными передачами, лекциями на образовательных порталах и дистанционными курсами. Но талантливые педагоги будут нужны всегда, как далеко не зашли бы технологии. В этом уверен Левон Данильянц, операционный директор сервиса по подбору репетитора Tutor.ru.

Борьба за внимание и доверие ученика

Развитие технологий делает процесс обучения интерактивным и более увлекательным. Доступность интернета повысила спрос на онлайн-образование: дети предпочитают интернет библиотекам и консультациям преподавателей. Машинное обучение, которое делает искусственный интеллект практически неуязвимым и быстро адаптируемым, ставит под угрозу авторитет педагогов, которые не в состоянии тягаться с машиной.

Способствует автоматизации образования и поточная система оценки в формате теста.

Учитель, который делает ставку не на игровой подход, а на штампованные, стандартизированные лекции и безличный контроль, сам напоминает робота.

Вызовы цифровой эпохи

Любой компьютер справится с анализом и переработкой большого объема информации и статистикой успеваемости лучше человека. Он избежит предвзятости при оценке знаний, сможет работать без выходных, без перемен, не будет требовать повышения зарплаты и жаловаться на усталость после родительских собраний. Такой учитель сможет быть полиглотом и универсальным специалистом в любой точке мира, наглядно показывать схемы и таблицы на встроенном экране.

Чего ему будет недоставать по сравнению с педагогом-человеком, так это личного отношения и эмоционального контакта.

Учитель обладает авторитетом, который позволяет мотивировать ученика, на собственном примере показывать ему важность освоения предмета, а также поддерживать дисциплину.

Электроник оживает

В IT-лицее Казанского федерального университета внедрили первого робота-учителя. Он воспроизводит записанный текст, умеет распознавать речь учеников через звуковой датчик, определяет предметы с помощью видео-камеры. Однако робот не сможет проводить уроки полностью самостоятельно: кто-то должен написать программу и управлять им дистанционно. Ученикам понравилась идея, но манеру преподавания учителя-человека они признали более убедительной.

Другое преимущество педагога перед роботом в том, что он обучает детей работать в группе.

Именно в школе дети учатся сопереживать, контролировать агрессию, сотрудничать, договариваться, оценивать собственные возможности.

Важен при этом и личностный контакт между педагогом и учеником. Учитель способен подобрать корректный метод обучения, мотивировать и пробудить интерес к своему предмету, раскрыть потенциал ученика, помочь ему реализоваться, подбадривая и советуя. Учитель в данном случае как бы заменяет психолога и тренера.

Робот на службе человека

Если робот и научится когда-нибудь считывать человеческие эмоции, то он никогда не освоит навыки критического мышления. Робот не обладает волей и сознанием, соответственно, не сможет направлять и вдохновлять ученика. Разработанный в США в начале 2010-х годов робот Bina48 воспроизводит информацию и отвечает на вопросы, но ответы формируются из заданных в его памяти данных. При подключении к интернету робот отклоняется от логики беседы. Куда бы завели такого горе-учителя своими вопросами дети?

Доказано, что мы запоминаем не столько точную информацию, сколько эмоции и ощущения, которые получаем при взаимодействии, ассоциации, которые рисует нам наше воображение или с которыми связывает материал педагог. Личность учителя, харизма играют решающую роль в отношении ученика к предмету, да и к процессу обучения.

Невозможно запрограммировать креатив, артистизм, любопытство, воображение, способности человека, которые необходимы в образовательном процессе.

Искусственный интеллект поможет, но не сделает всю работу

Робот-учитель по имени Сая, разработка Токийского университета в Японии, не только выглядит как человек, но и умеет говорить, выражать удивление, страх, отвращение, гнев и счастье. Она может крикнуть «Молчи!», раздавать другие приказы и обращаться к ученикам по имени. Сая преподает науку и технику в начальной школе в сельской местности, где не хватает учителей. Роботы помогут заполнить такие «дыры» в кадровом персонале – например, когда учитель болеет – но не заменят преподавателя полностью.

Могут ли технологии заменить учителя? Аргументы Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», Е. Замятин «Мы» (Итоговое сочинение (декабрьское))

В современном мире самым популярным словом является «компьютеризация». Во все сферы деятельности человека проникли высокие технологии. Сфера образования не является исключением. Сегодня обучение в интернете доступно практически каждому. Компьютеры становятся всё более совершенными и предлагают ученикам возможность учиться, не вставая со стула. Означает ли это, что традиционного классного учителя в будущем заменит электронная машина? И что будет в будущем с людьми, которые будут зависеть больше от технологий, чем от общения с живым человеком?

Читайте так же:
Инвертор из блока питания компьютера

Да, это правда, что любые учебные материалы доступны в любое время и в любом количестве.

Но факт остаётся фактом: компьютер — это просто электронная машина, лишенная эмоций, в то время как учитель остаётся живым, эмоциональным существом, цель которого не просто дать знания в области какой-либо науки, а научить мыслить конструктивно, научить взаимодействию с другими, дать понимание того, что каждый должен иметь своё мнение в жизни. Вместе со всем этим преподаватель делится эмоциями, которые по принципу ядерной реакции создаёт «взрыв» эмоций у всех присутствующих, тем самым не давая человеку стать бесчувственным существом, живущим только лишь на природных инстинктах.

У людей же, предпочитающих живому общению компьютер, вскоре умирает потребность в обмене мыслями с людьми. Далее следует «смерть» эмоций, потом чувств, ну а вскоре и личности человека как таковой. И остается от таких просто оболочка, душа в которой умерла навсегда.

Примером такого человека является жена пожарника Монтэга — Милдред из фантастической повести «451 градус по Фаренгейту» американского писателя Р. Брэдбери. Героиня отгородилась от реальной жизни ракушками-радиоприемниками, которыми она затыкает уши, и тремя ТВ стенами своей гостиной. Отсюда отсутствие живого человеческого общения. Смысл жизни заключен для неё в бессмысленном слушании пустой болтовни цветных ТВ стен, которые для нее и «друзья» и «родные». Душевная пустота, бессмысленность её существования, бесчувственность проявляется в описании её внешности: «…сожженные химической завивкой волосы, глаза, с тусклым блеском, словно на них были невидимые бельма, накрашенный капризный рот, худое, от постоянной диеты, сухощавое, как у кузнечика, тело, белое, как сало, кожа». Милдред никогда не читала книг. А на мир героиня смотрит как на место для зрелищ. Она равнодушна и безучастна к чужому горю.

Таким образом, автор на примере одного человека показал всё общество будущего, предпочитающее технологии живому общению, чувствам и эмоциям. По ходу романа мы понимаем, что такое общество обречено на умирание.

Хорошим примером того, что будет с обществом, в котором научно-технический прогресс полностью вытесняет духовные ценности, показано в антиутопии Е. Замятина «Мы». В этом произведении у людей нет имен, только номера. Герои встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Граждане, как показывает автор, потеряли свою индивидуальность. Вынужденные отказываться от собственного «я», они становились частью того самого «мы», о котором говорится в названии романа. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии.

Таким образом, Замятин показывает, какая жизнь ждет общество, променявшее технологии на чувства, эмоции и духовность. Все эти люди становятся частью чего-то большого, а их индивидуальность вместе с личностью отправляется в утиль.

Исходя из всего вышесказанного, хочется отметить, что если наступит день, когда компьютеры заменят учителей, то может также наступить и такой, когда человек откажется от необходимости в семье, ведь многие задачи могут быть выполнены машинами. Но есть такие вещи, которые не могут быть заменены ничем другим. Наиболее важными среди них являются живое общение и эмоции, без которых как таковая личность умирает.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector