Svinkovod.ru

Бытовая техника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Меры противодействия компьютерным преступлениям

Меры противодействия компьютерным преступлениям

УДК 343.23:004
ББК 67.408
В67

Волеводз А.Г.
Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества
. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. – 496 с.

В книге рассматриваются международно-правовые аспекты противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации.
На основе анализа уголовного законодательства о компьютерных преступлениях более 25 стран мира, соответствующих документов ООН, Европейского Союза, Совета Европы, государств «Группы Восьми» и СНГ, обозначены процессуальные проблемы, возникающие при расследовании компьютерных преступлений, предложены возможные пути их решения.
Работникам правоохранительных органов, законодателям, специалистам, имеющим непосредственное отношение к разработке правовой базы и совершенствованию практической деятельности в области международного сотрудничества, книга поможет грамотно, с современных позиций решать задачи, возникающие в сфере борьбы с компьютерными преступлениями. Для преподавателей, аспирантов и студентов, специалистов в области компьютерных технологий она станет помощником в обучении и повседневной деятельности. Широкому кругу читателей книга позволит познакомиться с новой областью международного сотрудничества.

© Волеводз А.Г., 2002
© Оформление ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002

Оглавление

ГЛАВА 1 Международные аспекты преступлений в сфере компьютерной информации

ГЛАВА 2 Уголовно-правовые меры противодействия компьютерным преступлениям: российский, зарубежный и международный опыт

§ 1 Общая классификация преступлений, совершаемых с использованием компьютерных информации и технологий
§ 2 Российское законодательство об уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации
§ 3 Законодательство зарубежных стран об уголовной ответственности за компьютерные преступления
§ 4 Международный опыт уголовно-правового регулирования противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации

ГЛАВА 3 Следы преступлений в сфере компьютерной информации

§ 1 Общие сведения о следах преступлений в сфере компьютерной информации
§ 2 Следы преступлений в компьютерных сетях
§ 3 Основные пути собирания доказательств в компьютерных сетях
§ 4 Нерешенные проблемы, возникающие при собирании доказательств в компьютерных сетях

ГЛАВА 4 Правовые основы международного сотрудничества при расследовании компьютерных преступлений

§ 1 Общие проблемы международного сотрудничества при расследовании компьютерных преступлений
§ 2 Деятельность ООН по изучению проблем международного сотрудничества при расследовании компьютерных преступлений
§ 3 Документы Европейского Союза. Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (2000)
§ 4 Международно-правовые документы Совета Европы
§ 5 Деятельность государств «Группы Восьми» («G-8»)
§ 6 Создание правовых основ сотрудничества государств — участников СНГ
§ 7 О необходимости и путях формирования правового института международной взаимопомощи при расследовании компьютерных преступлений

ГЛАВА 5 Юрисдикционные проблемы борьбы с компьютерными преступлениями

1. Преступления, связанные с использованием компьютерной сети. Справочный документ для семинара-практикума по использованию компьютерной сети. Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
2. Доклад Комитета II. Семинар — практикум по преступлениям, связанным с использованием компьютерной сети. X Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
3. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века
4. Конвенция об оказании взаимопомощи по уголовным вопросам между странами-участницами Европейского Союза
5. Рекомендация R (85) 10 Комитета Министров стран-членов Совета Европы по практическому применению положений Европейской конвенции о взаимной правовой помощи касательно судебных поручений о перехвате телекоммуникационных сообщений
6. Конвенция о киберпреступности (СЕ)
7. Коммюнике встречи министров юстиции и внутренних дел стран «Восьмерки» 9-10.12.97 (Вашингтон)
8. Коммюнике встречи на высшем уровне стран «Группы Восьми» в Бирмингеме 15-17.05.98
9. Коммюнике конференции министров стран «Группы Восьми» по борьбе с транснациональной организованной преступностью (Москва, 19-20.10.99)
10. Окинавская Хартия глобального информационного общества (Окинава, 23.07.2000)
11. Коммюнике конференции министров юстиции и внутренних дел стран «Восьмерки» (26-27.02.01, Милан)
12. Заключительный пресс-релиз конференции «Группы Восьми». Диалог между органами государственной власти и частным сектором по вопросам безопасности и доверия в киберпространстве (Париж, 15-17.05.2000)
13. Пресс-релиз конференции высокого уровня представителей правительств и промышленности стран «Группы Восьми» по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (24.05.01, Токио)
14. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации

Читайте так же:
Запись видео с экрана ноутбука со звуком

Основные направления противодействия компьютерной преступности в Российской Федерации

Гулян А.Р., адъюнкт Краснодарского университета МВД РФ.

В статье рассматривается проблема противодействия компьютерной преступности. Автор раскрывает содержание целей противодействия и его основных направлений. На основе анализа международных правовых актов и зарубежного законодательства предлагаются конкретные меры по совершенствованию российского законодательства об уголовной ответственности за компьютерные преступления.

Под противодействием компьютерной преступности следует понимать систему общесоциальных, специально-криминологических и индивидуальных мер, направленных на выявление, нейтрализацию и компенсацию ее причин и условий. Определяющими целями предупреждения этого типа преступности выступают выработка оптимального механизма социального контроля над преступлениями с использованием компьютерной техники; установление контроля в области высоких технологий и обеспечения информационной безопасности как общества в целом, так и отдельной личности. Важно отметить, что профилактика преступлений, совершаемых в сфере использования компьютерных технологий, в настоящий момент выступает как важный элемент всей системы социального контроля над преступностью, так как она затрагивает в том числе и аспекты предупреждения иных преступлений, например терроризма, расизма, национализма, детской порнографии и т.д. В этой связи в дополнение к Конвенции о киберпреступности от 23 ноября 2001 г. Советом Европы разработан специальный протокол, обязывающий подписавшие его страны "принять необходимые законодательные меры для борьбы с использованием информационных технологий в создании и распространении материалов расистского, враждебного или дискриминирующего содержания" <1>.

<1> Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях. М., 2004. С. 184.

В материалах X Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечается: "Для эффективного предупреждения киберпреступности и борьбы с ней необходим согласованный международный подход на различных уровнях. На внутреннем уровне для расследования киберпреступлений требуется надлежащий персонал, специальный опыт, знания и процедуры. Государствам настоятельно рекомендуется изучить механизмы, позволяющие обеспечить своевременную и четкую защиту данных, содержащихся в компьютерных системах и сетях, на тот случай, если данные потребуются в качестве доказательства в процессуальных действиях. На международном уровне для расследования киберпреступлений необходимы оперативные действия, опирающиеся на координацию усилий национальных правоохранительных органов и принятие соответствующего юридического основания" <2>.

<2> Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: Сб. документов. М., 2001. С. 249.

Масштабность угрозы киберпреступности в глобализирующемся мире настоятельно требует объединения усилий всего мирового сообщества. Конвенция о киберпреступности от 23 ноября 2001 г. предлагает странам-участницам вносить в национальное законодательство единую систему норм об уголовной ответственности за преступления в сфере кибернетического пространства. По существу, предусматривается два блока деяний: правонарушения, направленные против компьютерной информации (как предмета преступного посягательства), и деяния, предметом посягательств которых являются иные охраняемые законом блага, а компьютерные технологии и информация используются при этом как средство, орудие совершения преступления или составляют другой элемент объективной стороны состава преступления. К первому блоку относятся следующие преступления: противозаконный доступ — ст. 2 (имеется в виду доступ без права на него, совершенный в обход мер безопасности); противозаконный перехват данных — ст. 3; нарушение целостности данных — ст. 4; вмешательство в функционирование системы — ст. 5; противоправное использование устройств — ст. 6 (производство, продажа и т.п. устройств, разработанных или адаптированных для совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 2 — 5, а также паролей, кодов доступа и т.п., с помощью которых может быть получен доступ к компьютерной системе с целью совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 2 — 5). Ко второму блоку относятся: подлог с использованием компьютеров — ст. 7; мошенничество с использованием компьютеров — ст. 8; правонарушения, связанные с детской порнографией, — ст. 9; правонарушения, связанные с нарушением авторского права и смежных прав, — ст. 10. Отдельно говорится об ответственности компании (юридического лица), в пользу которой физическое лицо совершило преступление (ст. 12 Конвенции). Содержание приведенной выше Конвенции в полной мере отвечает реалиям XXI в. Считаем необходимым присоединиться к рекомендациям отечественных исследователей проблемы киберпреступности о необходимости ее ратификации Российской Федерацией <3>.

Читайте так же:
Мигает индикатор заряда батареи ноутбука asus

<3> См.: Айсанов Р.М. Состав неправомерного доступа к компьютерной информации в российском, международном и зарубежном уголовном законодательстве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006; Старичков М.В. Умышленные преступления в сфере компьютерной информации: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Иркутск, 2006; Зубова М.А. Компьютерная информация как объект уголовно-правовой охраны: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2008.

Среди правовых мер профилактики компьютерных преступлений центральное место занимают меры по совершенствованию законодательства. Среди них прежде всего хотелось бы обратить внимание на необходимость декриминализации преступления, предусмотренного ст. 274 УК РФ, так как она криминологически не обоснована (в силу отсутствия должной степени общественной опасности и распространенности названного в ней деяния).

Требует дальнейшего совершенствования содержание диспозиций статей УК РФ, устанавливающих уголовную ответственность за компьютерные преступления. Так, по нашему мнению, нуждается в законодательном закреплении дефиниция предмета компьютерного преступления — "компьютерная информация". Помимо этого, есть необходимость в расширении содержания предмета за счет отнесения к нему также и компьютерных услуг. Требуют уточнения и квалифицирующие признаки компьютерных преступлений. Существует необходимость в закреплении таких квалифицирующих признаков неправомерного доступа к компьютерной информации, как "корыстная заинтересованность", "причинение по неосторожности тяжких последствий".

Следует отметить, что для достижения необходимого результата в деле предупреждения преступлений невозможно ограничиться одними только правовыми мерами сдерживания <4>. Еще на рубеже XX столетия Генеральной прокуратурой России совместно с МВД, ФСБ, ФСНП и ФАПСИ был разработан план действий, включающий в себя следующие мероприятия:

  1. Разработка процедуры взаимодействия правоохранительных и иных заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, а также обмена информацией в борьбе с использованием высоких технологий в преступных целях.
  2. Осуществление анализа прокурорско-следственной практики по делам о преступлениях в сфере высоких технологий и создание на его основе методических рекомендаций для работы на местах.
  3. Подготовка методических рекомендаций по выявлению, предупреждению, раскрытию преступлений в сфере высоких технологий.
  4. Создание в составе экспертно-криминалистических учреждений подразделений для производства экспертиз по делам о преступлениях в сфере высоких технологий.
  5. Осуществление анализа действующего законодательства РФ по рассматриваемой проблеме с целью подготовки по его результатам проекта соответствующих законодательных актов, в том числе о внесении дополнений и изменений в это законодательство.
  6. Подготовка проекта закона о дополнении санкций ст. ст. 272 — 274 УК РФ положениями, позволяющими осуществлять конфискацию технических средств, программного обеспечения и накопленной информации, использовавшихся в преступной деятельности.
  7. Создание межведомственного центра для проведения исследований и экспертиз при расследовании преступлений, совершенных с использованием компьютерных и информационных систем, сертификации компьютерных и информационных систем на предмет достоверности и полноты данных протоколов регистрации пользователей и другой служебной информации; обучения сотрудников правоохранительных органов методике изъятия и обеспечения сохранности доказательственной базы таких преступлений.
  8. Организация обучения необходимого числа сотрудников для решения задач борьбы с преступностью в сфере высоких технологий и оказания помощи правоохранительным органам других стран <5>.

Приведенный перечень достаточно полно отражает специально-криминологический уровень противодействия компьютерной преступности. Однако, к сожалению, и по сей день многие из перечисленных мероприятий остались не воплощенными в жизнь.

Подводя итог, отметим, что в России назрела острая необходимость в разработке концепции информационной безопасности с обязательным планированием и программированием мер противодействия компьютерной преступности, которые должны охватывать общефедеральный и региональный уровни. Важной составляющей противодействия рассматриваемому типу преступности выступает виктимологический аспект. Интересен в этой связи опыт некоторых зарубежных государств (ФРГ, Франция, США и др.) по созданию общегосударственной системы уведомлений о готовящихся атаках хакеров. Перспективной является идея о предоставлении налоговых льгот пользователям, осуществившим обновление системы защиты информации.

Читайте так же:
Замена видеокарты на ноутбуке samsung

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предупреждение компьютерной преступности является одним из главных направлений деятельности правоохранительных органов по противодействию компьютерным преступлениям и выявлению лиц их совершающих.

При этом основной целью превенции компьютерных преступлений выступает обеспечение в Российской Федерации необходимых условий для безопасного создания, обработки, использования и распространения компьютерной информации, при которых возможность несанкционированного проникновения к ней посторонних лиц будет максимально ограничена.

Между тем, учитывая методологический подход криминологической науки, мы выделяем меры общей превенции (например, политические, экономические, социальные, научно-технические, духовно- культурные)и специальные превентивные меры (правовые, духовно-культурные, организационно- управленческие, технические, криминалистические и др.).

Общепревентивные меры предупреждения компьютерных преступлений носят всеобщий характер и направлены на профилактику как компьютерной преступности, так и российской преступности в целом.

Достаточно ясно и лаконично, на наш взгляд, они сформулированы в указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Например, к общеполитическим мерам предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации в России можно отнести: развитие демократии и гражданского общества, обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Общеэкономические превентивные меры включают: повышение конкурентоспособности национальной экономики; экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; повышение производительности труда и др.

Общие социальные меры предполагают: снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации; обеспечение личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности и т.д.

К научно-техническим общепревентивным мерам относятся: формирование системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов; создание сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства и др.

Духовно-культурные меры общей превенции включают: признание первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создание системы духовного и патриотического воспитания граждан России.

Однако представляется необходимым отдельно остановиться именно на специальных правовых мерах предупреждения компьютерных преступлений, к которым в первую очередь относится совершенствование действующего уголовного законодательства.

Например, законодательное закрепление ряда юридических понятий, содержащихся в диспозициях ст. ст. 272-274 УК РФ, а именно: «компьютерная программа», «несанкционированное уничтожение, блокирование, модификация, копирование компьютерной информации», «нейтрализация средств защиты компьютерной информации», «средства хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации». Поскольку указанные юридические термины законодательно нигде не определены, а разъяснения пленума Верховного Суда РФ на данный счет отсутствуют.

Дополнить главу № 28 УК РФ новыми составами преступлений, например, статьей 272.1: «Незаконное завладение носителем компьютерной информации с целью осуществления неправомерного доступа к компьютерной информации». Данная авторская позиция обусловлена тем, что преступник тайно, открыто или обманным путем завладев, например, флэш-картой или DVD-диском с компьютерной информацией для последующего ее использования, избегает уголовной ответственности по ст. ст. 158, 159, 161 УК РФ в связи с малозначительностью совершенного деяния, т.к. стоимость вышеуказанных носителей информации не превышает тысячи рублей. При этом виновное лицо получает доступ к компьютерной информации, которая представляет большую ценность для ее владельца, чем сам материальный носитель информации, тем самым причиняя потерпевшему более существенный вред.

Читайте так же:
Лучшие недорогие ноутбуки для учебы

По нашему мнению, представляется целесообразным, введение уголовной ответственности за создание, использование и распространение «ботнетов», т.е. сети компьютеров или компьютерных устройств, зараженных вредоносной программой, позволяющей удаленно управлять инфицированными машинами без ведома их (владельца) пользователя, использовать ресурсы зараженных компьютерных средств для незаконного создания, хранения, обработки и передачи информации в преступных целях (рассылки спама, анонимного доступа в Интернет, совершения DDoS-атак, фишинга, кибершантажа, компьютерного мошенничества, сбыта наркотических средств, распространения детской порнографии и иных преступных деяний, а также сокрытия следов преступной деятельности).

Поскольку, по мнению автора, существование «ботнетов» представляет собой условное «киберрабство» компьютеров, т.е. незаконное использование их производительности (ресурсов) без согласия и предварительного уведомления собственника (владельца) компьютерного устройства, с возможностью последующего сбыта «ботнетов» (продажи, обмена, дарения и т.п.) в корыстных, личных и иных преступных целях. Поэтому данное деяние, несомненно, обладает общественной опасностью.

Кроме того, для более эффективного предупреждения и противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации ряд считаем возможным дополнить диспозиции ч. 3 ст. 272, ч. 2 ст. 273, ч. 1 ст. 274 УК РФ новыми квалифицирующими признаками:

1. «Те же деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение»;

2. «Те же деяния, совершенные с целью устрашения населения или воздействия на принятие решения органами государственной власти и (или) местного самоуправления, а также воспрепятствования нормальной деятельности средств массовой информации, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, предприятий».

При этом установив санкцию за указанные деяния до 10 лет лишения свободы.

Данная авторская позиция обусловлена тем, что преступления в сфере компьютерной информации часто выступают или могут стать способом совершения множества других тяжких и особо тяжких преступных деяний (убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, умышленного уничтожения или повреждения имущества, вымогательства, шпионажа, государственной измены и т.д.).

В тоже время, полагаем возможным внести изменения в ст. 151 УПК РФ и отнести преступления, предусмотренные ч. ч. 2, 3, 4 ст. 272, ч. ч. 2, 3 ст. 273, ч. ч. 1, 2 ст. 274 УК РФ к подследственности органов ФСБ РФ, поскольку вышеуказанные преступные деяния, безусловно, представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Кроме того, это даст мощный профилактический эффект в сфере противодействия компьютерной преступности.

Следует также привлекать к уголовной ответственности как соучастников преступления — владельцев сайтов, веб-страниц, а также хостинг-провайдеров, обеспечивавших умышленное размещение в сети «Интернет» запрещенной уголовным законом компьютерной информации (продажа наркотиков, распространение детской порнографии, организация и проведение азартных игр).

Список литературы

1. Ефремова М.А. Уголовно-правовая охрана информационной безопасности : монография. – Москва, 2018. – 312 с.

2. Комаров А.А. Превентивная роль наказаний, устанавливаемых за ряд деяний, связанных с неправомерным использованием интернет // Экспертное мнение сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 183-185.

3. Комаров А.А. Проблемы организации международного сотрудничества в борьбе с компьютерной преступностью // ADVANCED SCIENCE сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 244-246.

Компьютерные преступления и меры обеспечения безопасности

Россия на сегодняшний день живет в информационном обществе, основанном на создании, принятии, хранении, передаче и обработке большого количества информации с помощью электронно-вычислительной техники. Прогресс развития современной науки и техники не только благотворно влияет на экономику России, но и увеличивает число компьютерных преступлений.

Первыми шагами противодействия этому российского законодателя было утверждение законов, а также добавления главы «Преступления в сфере компьютерной информации» в УК РФ, состоящей из трех статей, в каждой из которых рассматривается отдельный вид данных преступлений.

Читайте так же:
Мигает зарядное устройство ноутбука

Компьютерные преступления и меры обеспечения безопасности

Состав преступного деяния в сфере компьютерной информации является материальным – представляет собой наступление общественно-опасных последствий, в частности нарушение нормального стабильного функционирования ЭВМ, а также ее сетей.

Из главы 28 видно, что порча и незаконное завладение электронно-вычислительной машиной или ее носителями не относится к компьютерным преступлениям, а значит, они будут рассматриваться как преступления против собственности, в рамках 21 главы Уголовного кодекса России.

Наказание за противоправные деяния, указанные в 28 главе, в зависимости от смягчающих и отягчающих обстоятельств, квалификации и тяжести преступления, назначается в виде штрафа, исправительных и принудительных работ, а также ограничения и лишения свободы. Но без профессионального заключения эксперта наказать виновное лицо, даже при присутствии всех признаков состава преступления, маловероятно.

Элементы состава противоправного деяния

Объектом будет право на информацию или возможность защищенного использования средств информационных технологий.

К объективной стороне можно отнести бездействие (действие), связанное с использованием информационных систем и технологий, повлекшее за собой ущерб личности, обществу и государству или способное повлечь такие последствия.

Субъект будет как общим, так и специальным.

Субъективная сторона выражена неосторожной и умышленной формами вины.

Преступность и безопасность

Данный вид преступления можно разделить на две группы:

  1. Связанные с незаконным вторжением в работу компьютеров.
  2. Использующие компьютер как предмет преступления.

Компьютерная преступность является организованной и международной. В пределах 60–65% преступлений совершается организованной группой, а также на территории нескольких государств.

На данный момент существует множество мер, позволяющих предупредить преступление. Они делятся на 3 группы: технические, организационные и правовые.

К первой группе мер относятся: запасное копирование на внешний носитель особо важных данных (то есть, архивация данных — comp-security.net), установка в помещениях замков, сигнализаций и т. п.

Ко второй группе можно отнести следующее:

  • охрана;
  • более серьезный подход к подбору персонала;
  • возложение ответственности на лица, обеспечивающие безопасность компьютерного центра и т. д.

К третьей группе относим:

  • утверждение норм, которые вводят ответственность за преступления в сфере информационных технологий;
  • защиту авторских прав, усовершенствование российского законодательства.

Компьютерные преступления и меры обеспечения безопасности

Прежде чем перейти к классификации видов защиты данных в Сети, нужно ознакомиться с группами сбоев и нарушений прав доступа, что может уничтожить или несанкционированно модифицировать данные:

  1. Сбои, в свою очередь, подразделяются на: перебои с электричеством, сбои системы кабелей, систем дисков, архивации информации, работы сетевых ресурсов и т. д.
  2. Ущерб из-за неправильной работы ПО: утрата или изменение информации при ошибках в программах, а также заражение системы вредоносными и вирусными программами.
  3. Утечка, связанная с незаконным проникновением в информационную систему: несогласованное копирование, уничтожение и подделка данных, получение незаконного доступа к секретной информации.
  4. Утрата информации, с которой связано нарушение правил хранения архивных данных.
  5. Погрешность персонала и пользователей: случайное изменение или удаление данных, неправильное использование информационных технологий, влекущее за собой удаление или изменение информации.

В зависимости от рассмотренных нарушений виды защиты можно разбить на 3 класса: электронные средства защиты, физические и административные меры защиты. Данная классификация является условной, ведь современные технологии продолжают развиваться.

Вместо послесловия

В заключение можно сделать вывод, что никакие программные, аппаратные и иные решения не смогут гарантировать полную безопасность данных в компьютерных сетях, но можно максимально защитить информацию, если использовать комплексный подход в вопросах безопасности. Только не стоит забывать, что вместе с развитием информационных технологий мошенники придумывают все новые комбинации для совершения противоправных действий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector