Svinkovod.ru

Бытовая техника
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем смазать кулер компьютера? Как выбрать масло для смазки для кулера

Чем смазать кулер компьютера? Как выбрать масло для смазки для кулера

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Какой смазкой смазывать кулер

Первое с чем необходимо определиться это тип смазки. Вентилятор для ПК имеет свои технические особенности, и далеко не каждая смазка способна хорошо справиться с возложенной на неё задачей.

Силиконовая смазка. Она является оптимальным выбором для обслуживания кулеров. Силиконовая смазка обладает достаточно густотой консистенцией, чтобы долгое время оставаться в подшипнике, и при этом не оказывает влияние на скорость вращения вентилятора.

Силиконовая смазка

WD-40. Это средство хорошо справляется с загрязнениями, и с его помощью можно запустить даже остановившийся от пыли кулер. Его также можно использовать в качестве смазки, но необходимо учитывать, что оно не так долгосрочно и эффективно, как силиконовые варианты.

Литол и Солидол. Подобные материалы не предназначены для использования в быстровращающихся механизмах, они очень вязкие и снижают эффективность охлаждающих систем. Исходя из этого, Литол и солидол не рекомендуется использовать для смазки кулеров в компьютере.

Литол и Солидол

Графитовая смазка. Отдельно нужно выделить смазку с содержанием графита: использование подобных решений в компьютерах крайне не рекомендуется. Во-первых, эти смазки электропроводные, и попадание частиц графита на электронные компоненты может вывести последние из строя. Во-вторых, они предназначены для крупных механизмов и обладают очень высокой вязкостью, что негативно сказывается на работоспособности и сроке службы кулера.

Графитовая смазка.


Как выбрать смазку

Очевидно, что смазать кулер на видеокарте или любом другом узле можно только при помощи подходящих веществ. Первое что приходит на ум – это масло. Едва ли кто-то решит воспользоваться для этих целей продуктами, используемыми для приготовления пищи, но все же следует данный момент озвучить: они не подойдут, так как полностью испортят вентилятор. Для смазки необходимо воспользоваться специальными маслами.

  1. Машинные масла – синтетические и полусинтетические.
  2. Масла для электрооборудования и швейных машин, машинок для стрижки.
  3. Смазки для подшипников.
  4. Специальные силиконовые смазки, созданные непосредственно для ПК.

Силиконовая смазка

Существуют другие вещества, которые теоретически могут быть использованы в качестве смазки – литол, солидол, но они склонны к загустеванию, что явно не подходит для кулера. Подобные средства используют для смазки тех устройств, которые не часто приводятся в движение, например, дверные петли. Кулер же вращается часто и на высоких оборотах.

Важно! Иногда на форумах можно прочитать совет о том, что подойдет графитовая смазка. Это неверно, так как она рассчитана на механизмы со средней нагрузкой, а кроме того, хорошо проводит электричество, что может вызвать замыкание.

Каким маслом можно смазать вентилятор в компьютере

Помимо специальных смазок, допустимо использовать в качестве смазочных материалов и различные масла.

Читайте так же:
Значок смерти на клавиатуре

Машинное. Является хорошим вариантом, оно оптимально смажет подвижные элементы и избавит кулер от неприятных шумов. Рекомендуется брать масла средней вязкости, например, SAE 10W30.

смазка вентилятора в компьютере

Масло для швейных машин или электробритв. Если под рукой нет специальной смазки или машинного масло, то этот вариант вполне допустим.

Растительное. Это худшее, что можно придумать для смазки кулера. Из-за своих свойств подобные масла не остаются на поверхности, как машинное, а высыхают, коксуются и становятся очень липкими, это способствует нарастанию пыли и, как следствие, выходу кулера из строя.

Рекомендуем: Время по закону, когда можно шуметь в квартире, и не быть при этом привлеченным к административной ответственности

Шумит компьютер. Как смазать вентилятор? Шумит компьютер. Как смазать вентилятор? Шумит компьютер. Как смазать вентилятор? Шумит компьютер. Как смазать вентилятор? Шумит компьютер. Как смазать вентилятор? Шумит компьютер. Как смазать вентилятор? Шумит компьютер. Как смазать вентилятор? Шумит компьютер. Как смазать вентилятор? Шумит компьютер. Как смазать вентилятор? Шумит компьютер. Как смазать вентилятор? Шумит компьютер. Как смазать вентилятор?

Как смазать кулер в компьютере

Прежде чем приступать к каким-либо работам с компьютером, необходимо проверить, что все его компоненты выключены и не подсоединены к электросети.

смазка кулера

Совет Также стоит убедиться в отсутствии гарантийных пломб на корпусе: в случае их нарушения гарантийные обязательства аннулируются.

  1. Снять заднюю крышку системного блока и отсоединить кулер. Он обычно зафиксирован винтами или специальным быстросъёмным креплением.
  2. Поддев канцелярским ножом, снять наклейку с обратной стороны.
  3. Из центра кулера аккуратно вынуть защитную заглушку и смазать ось.
  4. Собрать вентилятор и установить его обратно в корпус.

Если под наклейкой нет отверстия, то, скорее всего, это неразборный гидродинамический кулер, он позиционируется как необслуживаемый. В этом случае попробуйте аккуратно, по центру просверлить или сделать раскалённой иглой маленькое отверстие и залейте туда смазку.

Смазка для вентилятора. Чтобы кулер компьютера работал исправно, следует проводить профилактику

Чистка, смазка и ремонт вентилятора, кулера, двигателя.

Добрый день. Сегодня хочу вкратце поделиться своим личным кустарным опытом обслуживания и ремонта (реставрации) кулеров, слаботочных двигателей. В частности устранения дребезжания не новых вентиляторов, которое возникает по причине неравномерного загрязнения лопастей и реже выработки-износа втулки, создающих естественный спонтанный дисбаланс вращения лопастей вентилятора, приводящего к шуму, гулу и препятствованию спокойного досуга.

Как разобрать и смазать кулер
процессора, видеокарты и блока питания компьютера

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Фотография кулера процессора

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Читайте так же:
Игровая клавиатура a4tech bloody b810r black

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора».

Отклейка этикетки с кулера

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

Снятие резиновой пробки с кулера

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Пластиковая шайба кулера

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлечение шайбы с оси крыльчатки кулера

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.

Разобранный кулер для смазки

Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Если в кулере уцелело одно из колечек, то его нужно при сборке кулера установить на ось крыльчатки перед фиксирующей шайбой. В таком случае вполне возможно кулер будет работать тихо. В противном случае придется смириться с шумом или заменить кулер новым. Как заменить кулер, в том числе и нестандартных, о переделки разъема для подключения к питанию и цветовой маркировке проводов подробно изложено в статье «Как заменить кулер процессора, видеокарты, блока питания компьютера».

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Читайте так же:
Лучший ноутбук для путешествий

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графитная смазка

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Чем смазывать вентилятор, какое масло выбрать для кулера, как это делать?

В процессе работы вентилятора ротор протирает сальник подшипника скольжения. Сальником называют ту часть, которая плотно окружает металлический ротор двигателя, фиксируя таким образом его положение. При этом ротор трётся о сальник, подвергая медленному истиранию. Как только отверстие в сальнике перестает быть равным диаметру ротора и меняет форму, становясь, например, овальным или в виде восьмерки, ротор двигателя уже не будет зафиксирован жёстко и в процессе вращения начнёт биться о стенки сальника. При вращении ось ротора совершает небольшие хаотичные движения, это приводит к возникновению дополнительного шума (гула, жужжания, гудения), что в свою очередь еще больше увеличивает нагрузку на сальник и ускоряет износ. Если шум от вентилятора становится громким, это говорит об износе подшипника, и тут что-либо исправить уже нельзя. Мы рекомендуем для предотвращения подобных ситуаций заранее или при первых признаках возникновения дополнительных шумов добавить смазку непосредственно в подшипник.

Чем можно смазать?

Для смазывания кулера подойдет машинное масло (но ни в коем случае не растительное, не пищевое!). Например, мы используем автомобильное полусинтетическое масло. Можно также использовать силиконовое масло.

Читайте так же:
Значение клавиш на клавиатуре ноутбука asus

Рис. 1. Машинное масло

Как правильно провести процедуру?

Поскольку подшипник скрыт под этикеткой кулера, ее необходимо аккуратно приподнять. Для этого приходится отклеивать этикетку больше чем наполовину так, чтобы открыть центральную область вокруг оси вентилятора.

Рис. 2. Вентилятор со вскрытой этикеткой

Масло заливается так, чтобы заполнить пространство вокруг ротора и смазать все части подшипника. Важно, чтобы оно не попало ни на этикетку, ни на поверхность вентилятора, к которой она была приклеена. Этикетку после процедуры необходимо тщательно приклеить обратно! Для этого нужно использовать клей (например молекулярный). Наклейка — физическая преграда, препятствующей протеканию (выливанию) масла, и её правильная установка на место гарантирует что процедура не прошла зря.

Что дает дополнительная смазка?

Вы как минимум увеличите ресурс работы подшипника, а также значительно отодвинете момент, когда вентилятор после неизбежного износа начнет-таки гудеть.

Какие еще могут быть причины для смазывания кулера?

Иногда, в результате неправильного или долгого хранения производственная смазка вентилятора выливается, что видно по жирным подтекам на этикетке и на корпусе. Также бывают случаи, когда вентилятор необходимо эксплуатировать в условиях низких температур. Гарантировать работу (запуск, старт на морозе) может только производитель, специально заявляющий подобную возможность. Но, если вы не можете или не хотите приобретать такие низкотемпературные модели (на это нет времени или денег), теоретически можно попробовать модифицировать обычный кулер, самостоятельно заменив масло в подшипнике на низкотемпературное. То есть на такое, в характеристиках которого заявлено, что оно сохраняет текучесть при температурах ниже минус 15 гр. Цельсия (это стандартная граница между обычными и низкотемпературными моделями). Текучесть масла при низкой температуре — это важный фактор, влияющий на способность вентилятора (электродвигателя) включиться (начать вращение) в мороз. Производители низкотемпературных вентиляторов обязательно используют соответствующие смазки.

Как смазать кулер в компьютере и ноутбуке

Как смазать кулер в компьютере и ноутбуке

Если компьютер или ноутбук стал шумным, но при этом показывает невысокие обороты вентиляторов и нормальные температуры (эти цифры можно посмотреть в программе наподобие AIDA64) – это явный признак нарушений в работе кулера. Он представляет собой обычный бесколлекторный мотор, ротор которого вращается в подшипнике или втулке из антифрикционного материала (бронза и т.д.).

По мере деградации смазывающего вещества кулер начинает шуметь, а его износ ускоряется. Если дошло до того, что компьютер гудит как старый холодильник, спасать вентилятор без толку: отправляйтесь в магазин за новым. Но если все только начинается, шум усилился недавно, нужно смазать вентилятор компьютера.

С чего начать

Для начала нужно вооружиться минимальным набором инструмента для разборки ПК. Учтите, что если у вас ноутбук, и разбирать его еще не приходилось, а уверенности в силах нет – лучше обратиться в СЦ, дабы ничего не сломать ненароком. Если все ОК – приступаем к разборке, чистке и смазке. Вооружитесь маленькими плоской и крестовой отвертками, щеточкой или ватными палочками.

Базовый инвентарь для смазывания

Для ноутбука также понадобятся пластиковые лопатки, чтобы поддевать детали на защелках. Вместо них сойдет ненужная пластиковая карта. Ну, и еще, не помешает заодно сменить термопасту (если это кулер процессора или видеокарты).

В качестве смазывающего материала сгодится любое не слишком жидкое вещество. Это может быть масло для швейных машин, силиконовая смазка (но не аэрозоль, так что «вэдэшка» тоже не годится), масло для парикмахерской машинки. Некоторые используют солидол или литол, но это не самый удобный вариант. Нежелательно прибегать к графитовой и медной смазке, так как они способны проводить ток.

Читайте так же:
Механическая клавиатура на синих свечах

С ноутбуком выявить виновника просто, так как у него обычно один общий кулер. В десктопе таковых может быть и два, и три, и больше. Поэтому снимите крышку системника, выявите виновника шума, и приступайте к его демонтажу. С процессорным и корпусным вентилятором проще всего, так как они крепятся защелками или легкодоступными винтами. Сложнее с видеокартой и блоком питания.

Сняв кулер с компьютера, проведите очистку радиатора и вентилятора. Лопасти можно протереть от пыли щеточкой или ватными палочками, а радиатор – продуть компрессором или пылесосом. После этого можно разобрать и смазать кулер.

Как разобрать и смазать вентилятор компьютера

Кулеры отличаются конструкцией. Некоторые из них имеют заглушку напротив вала, легко открывающую доступ к креплению, но также бывают и с цельным дном. С ними, теоретически, тоже можно поладить, но риск неудачи высок. Чтобы узнать конструкцию, нужно снять наклейку, которая находится снизу.

Сняв наклейку, вы увидите или кольцо-заглушку в центре, или сплошное дно. О втором варианте поговорим дальше, а при первом – просто пытаемся поддеть плоской отверткой, маникюрными ножницами, толстой иглой или шилом это кольцо.

Снятая заглушка

Сняв заглушку, вы увидите вал ротора, зафиксированный стопорной шайбой. Она снимается точно так же, тонким острым предметом (а лучше двумя, с противоположных сторон). Тут следует быть осторожным, чтобы не повредить колечко, и чтобы оно не улетело куда-то по инерции.

Стопорное колечко

Убрав стопор, можно вытащить ротор (часть с лопастями) из корпуса, чтобы получить доступ к втулке или подшипнику, который и нужно смазать. Можно заодно взглянуть на состояние вала, проверить «пальцометром», нет ли видимого износа или ощутимого люфта. Если есть, и большие – похоже, спасти кулер не судьба, пора покупать новый вентилятор.

Снятый ротор

Сам процесс смазки предельно прост. Нужно капнуть немного жидкой, или чутка мазнуть густой смазкой, чтобы она заполнила отверстие. Затем несколько раз вставить и вынуть ротор, дабы размазать и вытеснить материал, покрутить вертушку для заполнения подшипника. Затем следует еще немного смазать трущиеся детали – и можно приступать к обратной сборке.

Наденьте стопорное кольцо на вал, а сверху его можно еще немного смазать. Затем закройте заглушку и наклейте наклейку. Если она не прилипает – можно воспользоваться двухсторонним скотчем. Конечно, ничего страшного не случится и без нее, но иногда наклейка держит заглушку.

Можно заклеить отверстие скотчем

Если основание не имеет отверстия, и днище сплошное – нужно или менять «карлсона», или попытаться смазать, но морально приготовиться к замене. Варианта два: или попытаться вытащить силой, или сверлить. Оба угрожают целостности, поэтому чреваты поломкой. Рисковать или нет – дело личное.

Чтобы попытаться вытащить ротор силой – потяните за вертушку, держа корпус. Тянуть лучше не прямо пальцами за лопасти (чтобы не отломать), а пропустив под них несколько петель шнурка. Выпустив их с противоположных концов, потяните вертушку на себя.

Богатырской силы прикладывать не надо: если не снимается при усилии 10 кг, значит соединение неразъемное. В таком случае можно просверлить отверстие в центре основания вентилятора, чтобы подать смазку через него, но есть риск что там находится крепеж, который будет поврежден. Поэтому о покупке нового кулера, все равно, придется задуматься.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector