Svinkovod.ru

Бытовая техника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронная библиотекапубликации о музее-заповеднике; Кижи

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Рассыхаев А.Н. (г.Сыктывкар)
«Свой» и «чужой» в игровом пространстве (по материалам коми народных игр) VkontakteFacebook

стр. 375 Универсальный принцип «оппозиционности», пронизывающий все слои фольклорной культуры, ярко представлен и в детской игровой среде. В начальной фазе народных игр, организованных по правилам, происходит деление игроков на команды или выбор с помощью считалки водящего персонажа, что автоматически создает ситуацию для дальнейшего противоборства сторон. Если соперничество двух команд объясняется желанием одержать победу в игре, то противостояние игроков водящему проявляется в несколько иной форме: он воспринимается остальными участниками «чужим» и «опасным» [1] . Проявляющаяся на разных уровнях оппозиционность, создавшаяся с делением игроков на «своих» и «чужих», и является предметом исследования в данной работе, основывающейся преимущественно на материалах коми народных игр (Республика Коми).

В игре функции водящего строго регламентированы правилами. Как правило, в начале игры водящим объявляется участник, которому выпал жребий в результате распределения роли посредством считалки или невербальной формы жеребьевки. Следующим водящим в игре становится тот, который уступает предыдущему по своим физическим данным (в силе, ловкости) или психологическим характеристикам (смелости) и т.д.

Статус водящего определяется также в некоторых его наименованиях, дающих возможность проследить отрицательное отношение игроков к его обязанностям в той или иной игре.

В игровой традиции коми водящего могут называть наименованиями, образованными по действию, совершаемому им. Наиболее часто в играх его называют кутасьысь, куталысь, кыясьысь (букв.: ловящий) или корсьысь (букв.: ищущий). Нередко для его обозначения используются слова русскоязычного происхождения, произносимые по нормам коми языка: ведущöй, водящöй, вöдила, вöдитысь, вöдня, вöдьня, вöдячöй, вöдящöй. Кроме того, зафиксированы этнодиалектные наименования водящего: видзалысь ‘смотрящий, наблюдающий, следящий’ (в с. Пыёлдино Сысольского р-на и в с.Большелуг Корткеросского р-на); тюрик (возможно, от заимствованного русского игрового термина чурики, используемого участником при угрозе пятнания водящим) (с.Грива и д.Карвуджем Койгородского р-на).

Неприязненное отношение к обязанностям водящего проявляется в игре «Кила» («Пятнашки»), в которой ловящего называют словом киллик [2] образованным от кила ‘опухоль, чирей, (паховая) грыжа’. Игра под таким названием была известна преимущественно на Русском Севере, а среди этнографических групп коми – у удорских коми. Слово кила заключает в своем значении оттенки уничижения; производные этого слова применялись при поддразниваниях. Парней и зятьев, потерпевших поражение в масленичной игре в мяч, у русских дразнили киловниками. «Килой» могли дразнить и того, кто последним вывез с поля навоз, послед- ним дожал свою полосу [3] ; в Сибири так называют плохого работника [4] . [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В целом ряде игр, бытовавших в с.Вольдино Усть-Куломского р-на, водящего называют пон ‘собака’ [5] . Это название зафиксировано в таких играх, как «Кыка кöрен ворснi» (букв.: играть с двумя оленями, рус. «Горелки»), «Изьбегайен ворсэм» (букв.: игра в «сбегай» – разновидность игры «в прятки»), «Галиэн ворсэм» (букв.: игра с гали, рус. «Палочка-выручалочка»), т.е. в тех играх, в которых водящему необходимо продемонстрировать способности в беге, ловкости и быстроте. Выполнение функций водящего часто обозначается как понъялö ‘работать собакой, быть собакой’.

Причиной возникновения ‘пон’ в качестве обозначения водящего, возможно, стала исполняемая игроком роль, сравниваемая с собакой: он ищет спрятавшихся игроков или догоняет убегающих участников, т.е. связь здесь прослеживается на функциональном уровне. Между тем, в некоторых диалектах коми языка (верхнесысольском, лузско-летском, присыктывкарском, среднесысольском) слово пон (литературное – пом) означает ‘конец, окончание’; а в лузско-летском, нижневычегодском и удорском диалектах коми языка – ‘крайний’ [6] .

Этот лексический ряд вполне согласуется с той ролью, которую выполняет водящий. Практически на всем протяжении игры водящий отделен от других участников, оставаясь последним, крайним (даже если находится в центре событий). В любом случае, он выведен за рамки активного игрового процесса, за рамки стр. 376 нормальных, равноправных игровых отношений, что и позволяет словом ‘собака’ подчеркивать негативное отношение к нему и к его роли со стороны остальных участников игры.

Пон – это не только «крайний» участник в игровом процессе, но и последний человек, оставшийся в ре- зультате выбора водящего посредством считалки или других форм (невербальных) жеребьевки. Материалы по детскому игровому фольклору показывают, что многие считалки построены таким образом, что водящим становится тот участник, который в результате жребия остается последним. Крайнего игрока также определяют путем перебирания палки: перед «Прятками» все хватаются руками за палку длиной 70 см и начинают перебирать руками снизу вверх; чья рука окажется на конце палки (вариант – не поместится на палку), тот и начинает искать прячущихся [7] .

Читайте так же:
Запуск игр с флешки на ps3

Противопоставление водящего остальным игрокам прослеживается и на вербальном, и на акциональном уровнях. Это проявляется в том, что водящего: [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

1) дразнятчукля ки ‘косой’ (букв.: кривая рука), когда мячом не попадает ни в одну из ямок в игре «Ярка гу» (если от ярка ‘овечка’, то букв.: овечья ямка) [8] .

2) вводят в заблуждение: в «Жмурках» участники игры при угрозе пятнания водящим кого-либо подают сигнал о своем местонахождении хлопками, звонком колокольчика. Игроки одурачивают водящего, внезапно произнося в разных местах: «Ми пачводзын блин пöсьöдам!» («Мы перед печкой блины греем!») и «Ми пызан вылын блин кöдзöдам!» («Мы на столе блины охлаждаем!») [9] .

В игровом пространстве водящий воспринимается как чужой для данного коллектива. Наиболее полно такое отношение к нему проявляется в играх, считающихся самыми архаичными и семантически насыщенными – в «Жмурках», «Прятках» и «Догонялках». Игроки относятся к фигуре центрального персонажа двояко: с одной стороны – передразнивают, заигрывают с ним, с другой – остерегаются пятнания, ловли, нахождения. Водящий в некоторых играх находится вне непосредственного участия: устанавливает сбитый поп ‘деревянный обрубок’ на дорогу в игре «Поп колльöдöм» («Провожание попа»); поднимает на дощечку выбитый сяр ‘каповый шар’ в «Сяръясьöм» («Игре в сяр»). Если же водящий принимает активное участие в игре, то в его функции входят поиск, ловля, пятнание, узнавание и т.д.

В некоторых чертах водящего обнаруживаются характеристики персонажа иного мира:

1) одноногость. В игре «Малушкан ворсэм» («Игра в малушку») водящий на одной ноге ловит убегающих и пятнает их пинком ноги [10] . Как и любая другая ущербность, одноногость – непременная черта мифологических нечистых образов – указывает на маргинальную сущность персонажа. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

2) способность к обездвижению. В «Кынтысьöмöн ворсöм» («Игра в замораживание») пойманный водящим участник должен остановиться и застыть на месте [11] . Замораживание, как и окаменение, можно рассматривать как остановку жизни, потерю способности к передвижению, смерть. Прикасание водящего, как представителя иного мира, к игрокам – живым существам – на символическом уровне означает приобщение их к миру мертвых. В то же время, прикосновение убегающих, еще не пойманных игроков, к застывшим участникам вновь оживляет их.

3) перемещение «вихрем». Перед началом поисков в «Жмурках» водящего раскручивают на месте, дезорганизуют в пространстве: «бергöдлöны кольмытöдз … Бергöдласны да йöткыштасны» («крутят [водящего] на месте до одури … Покрутят и оттолкнут в сторону») [12] . Эта особенность поведения находит параллели в способе передвижения нечистых сил (мифологический ветер шувгей, леший): крутясь, вихрем, в виде ветрового смерча [13] .

4) отсутствие зрения. В «Прятках» перед поиском водящий закрывает глаза и произносит игровую приговорку с сообщением о начале поиска. Первоначальное отсутствие зрения маркирует водящего как персонажа иного мира. Его взгляда иногда достаточно для того, чтобы затормозить, обездвижить обнаруженного участника, превратить его в не-игрока.

Поведение водящего в игре «Горань» («Жмурки») также выявляет его мифологическую сущность. По правилам игры водящий с завязанными глазами на ощупь ищет остальных: если у пойманного игрока он стр. 377 отгадывает имя, то тот начинает выполнять его роль. Исследователи неоднократно отмечали мифоритуальный смысл подобного поведения водящего: «слепой ищет зрячего», что в символическом плане означает «мертвый ищет живого» [14] .

С появлением в игре противоборствующих сторон (водящий – игроки) маркируется и игровое пространство. Возникают различные локусы, считающиеся безопасными («своими»), населенными игроками, и губительными («чужими»), в которых властвует водящий. Это отдельная тема, которой в данной работе не касаемся. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Итак, негативная семантика водящего раскрывается не только в игровом поведении, но и в народной терминологии и фольклорных текстах. Все данные позволяют рассматривать его как представителя иного мира, наделенного чертами мифологических или маргинальных персонажей, контакт с которым приводит к символическому умерщвлению участника, выведению его из игрового бытия. Водящий воспринимается игроками как «чужой» и «опасный».

    К таким же выводам приходит М.В.Гаврилова, проанализировавшая наименования и функции водящего в русских народных играх: [Интернет-ресурсы] http://www.ruthenia.ru/folklore/gavrilova1.htm Сорвачева В.А., Безносикова Л.М. Удорский диалект коми языка. М., 1990. С.173. Агапкина Т.А. Дразнить // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. М., 1999. Т.2. С.130. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1995. Т.2. С.108. Сорвачева В.А., Сахарова М.А., Гуляев Е.С. Верхневычегодский диалект коми языка // Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1966. Вып.10. С.181. Сравнительный словарь коми-зырянских диалектов / Сост. Т.И.Жилина, М.А.Сахарова, В.А.Сорвачева; Под общей ред. В.А.Сорвачевой. Сыктывкар, 1961. С.291 (далее – ССКЗД). Национальный музей Республики Коми, Инв. №198, л.235. Зап. А.Попова 2 марта 1935 г. в с.Помоздино Усть-Куломского р-на Республики Коми (далее – НМ РК). Научный архив Коми научного центра Уральского отделения РАН, ф.1, оп.11, д.234, л.55. Зап.Павлова Э.К. в 1963 г. в с.Нившера Корткеросского р-на от Е.Е.Панюковой, 1911 г.р. (далее – НА Коми НЦ). Коми челядьлöн важъя ворсöмъяс (Старинные детские игры коми) / Сост. Ю.Г.Рочев. Сыктывкар, 1988. С.8. НА Коми НЦ, ф.1, оп.11, д.227, л.243 об. Зап. М.А.Сахарова в 1963 г. в с. Пожег Усть-Куломского р-на от А.Н.Поповой. Возможно, слово ‘малушка’ происходит от ‘малас’, которое встречается в словосочетаниях ‘ки маласöн’ (прощупывая руками), ‘кок маласöн’ (ощупью, ощупывая ногами). (ССКЗД. С.216). НА Коми НЦ, ф.5, оп.2, д.149, л.64. Зап. Коснырева Р.И. в 1972 г. в с.Летка Прилузского р-на от М.Н.Черных, 1916 г.р. Коми челядьлöн важъя ворсöмъяс … С.8. Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми: окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар, 1996. С.65; Кудряшова В.М. Образ лешего в коми устной несказочной прозе // Межнациональные связи коми фольклора и литературы. Сыктывкар, 1979. С. 34, 40 (Труды Ин-та яз., лит. и истории; Вып.21); Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1988. С.41. Богданов К.А. Игра в жмурки: контексты традиции // Русский фольклор. Материалы и исследования. СПб., 1999. С.55.
Читайте так же:
Игра с видом сверху рпг старая

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада _ ( под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)

Выполнение многих игровых приёмов обучения, рекомендуемых в социо-игровой педагогике, рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). Некоторым воспитателям проще и быстрее назначать их самим по своему усмотрению. Но это частенько ведёт к появлению каких-то оспариваний, недовольств, отказов работать.

Помочь детям освободиться от подобных реакций — задача воспитателей. И эту задачу они могут с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских жеребьёвках, гадалках, считалках. Именно они в условиях игрового пространства позволяют детям добровольно подчиниться общей воле, являясь главным средством социализации ребёнка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

Выбор водящего или капитана с помощью, например, считалочек, поможет воспитателю за короткий отрезок времени настро­ить детей на деловой лад и создать игровую атмосферу. И первое, и второе являются важными компонентами обучающих занятий.

Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьёвки, которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру её участников (или команд). «Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчёта, а от случая, от воли судьбы», — справедливо отмечал ещё в 1930 году выдающийся фольклорист Г.С.Виноградов. В разрешении затруднений «случаем» он усматривал гениальный психотерапевтический приём народной педагогики.

Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит.
Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.

Мéриться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды или среди капитанов.
Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т. д. Когда все участники жеребьёвки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.
Иногда последнему участнику остаётся столь маленькая верхуш­ка палки, что возникают споры, кому достанется жребий — ему или предыдущему. На этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остаётся за ним. Если нет, то за предыдущим.

Читайте так же:
Игра с карточками на лбу название

Считалочки. Этот способ и деления на команды, и установления очередности, и выбора ведущего до сих пор является самым популярным среди детей даже дошкольного возраста. В книге «Вспомним забытые игры» (М.,1990) С.К.Якуб отмечает: «В мое время ребята знали невероятное количество всяких счи­талок, некоторые штук по тридцать, если не больше. Поэтому не то что на дню, но, почитай, и за целую неделю считалки почти не по­вторялись. Бывало, такую смешную да заковыристую услышишь, что бывало завидно».

Итак, все становятся в тесный кружок. Кто-то один (вызвавшийся добровольно) неторопливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и далее «по солнцу» (старинное правило многих народных игр и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то начало его пути – восток – будет где-то слева, а конец – запад – справа. Отсюда и счет, и многие обрядовые движения, такие, как хороводы, ведутся слева направо).

Те, на кого приходится последнее ударение в считалке, считаются вышедшими (освобожденными от жребия) или зачисленными в ту или иную команду (по договоренности). Они покидают круг и ждут в сторонке.

Оставшийся последним обычно – водит (вариант: водит тот, кто первым вышел из круга).

Весьма интересен (и очень полезен для дошкольников) вариант ведения расчёта, который называется «На кулÁчках». Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении – наоборот. На третьем – своим правым кулаком по пра­вому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Все кричали «куку — мак!»
Отжимай один кулак.

На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опус­кает руку. Расчёт повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба — выходит (или водит).

Примеры детских фольклорных считалок:

Стакан, лимон —
Выйди вон!

Ниточка, иголочка, ти-ти —
Улети!

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
Буду резать, буду бить —
Все равно тебе водить!

По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит котик,
У него болит животик!

Ехал барин в тарантасе.
Таракана раздавил —
И за это приключенье
Три с полтиной заплатил!

Айны, деву,
Рики, факи,
Торба, ерба.
Он Дэсмаки,
Дэус, дэус,
Касматэус,
Бакс!

Специалисты по детскому фольклору среди считалочек особо вы­деляют считалочки «с выбором». Наиболее известна из них следующая:

На золотом
Крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчёта будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит.
Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчиты­ваться дважды. Первый раз полностью, второй — до того слова, ко­торое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют спо­собность осмысленно воспринимать тексты со слуха.

Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!

Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.

Примеры считалок, а также детских закличек, приговорок, жеребьёвок, дразнилок и молчанок можно найти во многих сборниках и хрестоматиях.
Обратим особое внимание воспитателей, что на занятиях и во время прогулок можно использовать вариант жеребьёвки, побуждающий детей расширять объем удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок.

Эстафета считалочек. Сначала идет все как обычно: все дети стоят кружком. Один из них считающий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает.

Читайте так же:
Игра мухи на денди

Теперь начинаются отличия. Тот ребёнок, на которого указывает палец ведущего, не выбывает, а наоборот принимает эстафету и сам становится считающим. Прежний выбывает из круга, а новый начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.

Расчёт идет до тех пор, пока не останется один-единственный че­ловек — он и будет водить в предстоящем задании. На развитии многих детей этот вариант сказывается гораздо лучше, чем заучивание дежурных «детских» стишков к очередному мероприятию-празднику.

Как выбрать водящего для подвижной игры

Вот несколько считалок, с помощью которых можно легко и интересно выбрать ведущего в любой игре со сказочными героями.

По крутым горам.

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот водить пойдет!

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько гвоздей, говори поскорей,

После этих слов игрок, на котором остановилась считалка, называет любое число. Теперь ведущим становится тот игрок, на которого выпадет названное число.

Катилось яблоко по блюду.

Ты води, а я не буду.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Она рвет, и берет,

И в корзиночку кладет.

Этот выйдет, вон пойдет.

Лиса по лесу шла,

Лиса кору драла.

Лиса лапотки плела —

С высокого горба.

Хлеб, соль, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

С длинной гривой

Скачет по полям

Где проскачет он,

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, сколько дали?

Аты-баты, три рубля.

Под кусточек присел,

Кто его найдет, тот и водит.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Кто ты будешь такой?

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела — нам велела,

А мы шишки не едим,

И не в рожь, и не в пшеницу,

А до самой до столицы.

Колесо кто найдет,

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

Погляди на небо —

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Покажи свой гребешок.

Гребешок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять.

Жили-были я ли, ты ли.

Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

У линейного моста

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко,

Съела его кошка.

Помогали два кота,

Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга!

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире

Всем на свете нужен сон,

Кто не спит, тот выйди вон!

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Загорелся кошкин дом!

Звери на пожар спешили,

Вместе все пожар тушили!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ты пойдешь тушить опять!

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мыши вон!

Как на нашем сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

Пчелы в поле полетели,

Сели пчелы на цветы.

Мы играем — водишь ты!

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире.

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Рано утром мы встаем,

Громко сторожа зовем.

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит — это он,

Выходи из круга вон!

РАЗДЕЛЕНИЕ ИГРОКОВ НА ДВЕ ИЛИ БОЛЕЕ КОМАНД

С помощью считалки выбираются 2 капитана команды. Все остальные игроки загадывают себе название животного или птицы. Потом игроки подходят к капитанам и говорят вслух загаданные слова, не сообщая, кто какое слово загадал. Например: «Сергей, ты кого выбираешь — ласточку или грача?» — «Ласточку». Значит, «грач» встает за вторым капитаном. Таким образом происходит разделение всех игроков на команды.

Картотека считалок для выбора водящего в играх

Картотека считалок для выбора водящего в играх

В большинстве игр нужен водящий. Иногда каждый желает быть водящим, а бывает, что водить не хочет никто. Как же сделать выбор, чтобы не обидеть никого? Именно для этого придуманы считалки. Они давно уже стали обязательным атрибутом игры.

Читайте так же:
Игра цивилизация 7 дата выхода

Считалки зачастую придумывают сами дети, и их изобретательность в этом безгранична. Часто используются также народные потешки, дразнилки или стихи, утратившие авторство и ставшие народными.

Обычно, произнося считалку, указывая на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит.Есть и другой вариант: игроки выходят один за другим, а водящим становится, кто останется последним.

Итак, предлагаем веселые стишки-считалки, которые не только помогут организовать игру, но и позабавят детей.

Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я —

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять —

Всех начну считать опять.

Раз, два, три, четыре.

Меня грамоте учили.

Не читать, не писать,

Только по полу скакать.

Я скакала, да играла,

Кукле ножку поломала,

Да за доктором послала.

Едет доктор на быках,

Да с гармошкою в руках.

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича — За Петра Петровича!

Он усат и полосат,

Ну не кот, а просто клад!

Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед,

Двести восемьдесят лет.

Нес он травы и цветы.

Выходи из круга ты.

Бегал зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать,

Выходи, тебе искать.

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки пили, мышки ели,

Только сушками хрустели.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик — чистый стол.

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Раз, два, три, четыре, пять,

Кошка учится считать.

Прибавляет к мышке кошку.

Кошка есть, а мышки нет!

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, сколько дали?

Аты-баты, сто грошей.

Аты-баты, выходи-ка, А

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдет,

Тот из круга вон пойдет.

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

Сколько стоит пирожок?

Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся,

Но кто их возьмет,

Тот водить пойдет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Чтобы не погасло.

Едут там трубачи,

Погляди на небо —

Там краюха хлеба.

Раз, два, не воронь,

По крутым горам,

Положил на лавку.

Тот и вон пойдет.

Развитие речи дошкольников в играх Особенности развития речи ребенка 2-3 лет. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются.

Консультация «Правила выбора и покупки детского автокресла» «Правила выбора автокресла» Все родители заботятся о безопасности своих детей как дома, продуманно оборудуя комнаты, подбирая продукты питания,.

День выбора. Формирование творческой деятельности художника –декоратора «Заюшкина избушка» День выбора. Художник –декоратор «Заюшкина избушка» Цель: Формирование самостоятельной, творческой деятельности детей при создании декорации.

Фотоотчет о мероприятиях «Моя будущая профессия» и «День выбора рабочей профессии»Фотоотчет о мероприятиях «Моя будущая профессия» и «День выбора рабочей профессии» Согласно регионального плана профориентационных мероприятий на 2019 год были проведены проекты: «Моя будущая профессия и «День выбора рабочей.

Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта с обоснованием выбора Ритуал приветствия Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу: -Здравствуй, небо голубое! (Руки поднять вверх).

Картотека считалок для второй младшей группы муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка — детский.

Картотека считалок для детей дошкольного возраста За высокими горами Ходит Мишка с пирогами. — Мишка, Мишенька-дружок, Сколько стоит пирожок? Дай отведать пирожок! — Пирожок не дорог.

Картотека считалок, сговорок Картотека считалок, сговорок. Считалочки Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. Кот пошёл за молоком, а котята кувырком. Кот.

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка. Правила выбора игрушек» Как представить детство без игры и игрушки? Невозможно. В игре формируются все стороны личности ребенка. Этим объясняются воспитательные.

Консультация «Экология в играх» Мир, окружающий ребёнка, — это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector